Воскресенье, 28 апреля, 2024
Главная > Контрацепция > ОК. Смысл пить?
 1 165 просмотров

ОК. Смысл пить?

Вопрос о противозачаточных контрацептивах. В нашей стране очень развито такое состояние, как гормонофобия. Оно развито не только у простых смертных, которые к медицине не имеют никакого отношения, но даже известна гормонофобия врачей-гинекологов/не врачей-гинекологов. Очень много людей в нашей стране подвержены стереотипу о том, что вмешиваться в естественную гормональную функцию организма вредно, это приведет к нежелательным последствиям, но я не знаю каким – кто что только себе не придумывает – сократит жизнь, уменьшит ресурсы женской системы, снизит шансы на будущее материнство.

И данная тема создана с целью развенчать этот миф, и рассказать, как же они все неправы – эти все гормонофобные врачи и не врачи.

Итак, во-первых, давайте начнем с того, что в мировой номенклатуре все больше данных за то, чтобы гормональные комбинированные противозачаточные средства называть не противозачаточными средствами, а стабилизаторами гормонального цикла у женщины. А почему? Потому что показания к назначению гормональных противозачаточных средств не исчерпывается только контролем рождаемости, а связано со многими состояниями женщин с воспалительными и не воспалительными заболеваниями органов малого таза у женщин.

Немножечно истории. Кто помнит, какова была продолжительность жизни в 1913 году? Она была 40 лет. То есть 100 лет назад наши с вами предки, наши с вами прапрапрабабушки жили 40-50 лет максимум. И вопрос: как они жили? Девочка достигала менструального возраста, выдавалась замуж. После этого она начинала рожать детей. Приблизительно так: 9 месяцев беременность, и 2, иногда 3 года – лактация. То есть менструации у женщин, по большому счету, не было. То есть, как говорила мне моя бабушка: «Год кормим — год носим. Год кормим — год носим». И менструальные циклы были редкими, спорадическими. Они свидетельствовали о том, что женщине опять пора беременеть и рожать. И женщина опять беременела, и рожала, и менструация прекращалась.

Таким образом, гипоталамо-гипофизарная яичниковая система не перенапрягалась для того, чтобы балансировать этот циклический статус гормонального фона женщины. И менструального цикла как такового не было, он физиологически женщине не нужен. Женщина физиологически не рассчитана на то, чтобы всю жизнь свои ресурсы тратить на поддержание этого цикла.

Что произошло в XX веке? Во-первых, приблизительно в 2 раза возросла продолжительность жизни у женщины. То есть сейчас женщины у нас живут по разным данным в разных странах (но будем говорить округленно) 80 лет – у нас сейчас живет средняя женщина. С одной стороны.

С другой стороны современная женщина озабочена карьерным ростом, социальным успехом, и зачастую заводит внебрачные половые отношения, которые не связаны с деторождаемостью. И детей себе все больше женщина позволяет только в определенном периоде своей жизни – тогда, когда им пора себе детей позволить. Это может случиться в 25 лет, в 35 лет, даже в 40 лет это может случиться. И до 40 лет она все менструирует, а у нее там то гиперпластические процессы, то функциональные кисты яичников вырастают, то там эндометриоз уже какой-то, то предменструальный синдром – и целый комплект гинекологических проблем к тому моменту, когда она подходит к своему материнству, к своему дебюту материнства, к зачатию. У нее там целый клубок проблем, она прежде должна их решить, чем забеременеть. И, как правило, такая беременность сопряжена проблемами. И, как правило, ставится диагноз первичное или вторичное бесплодие. Дорогостоящее и не всегда безопасное для продолжительности жизни и здоровья женщины лечение – воздействие репродуктивными технологиями, для того, чтобы стать мамой. Зачем все это делать, если можно свое здоровье законсервировать, сохранить для будущего материнства?! Это первый момент.

Второй момент, касающийся показаний к гормональной контрацепции или к стабилизации менструального цикла. Известно на сегодняшний момент, что 70% (2 из 3) причин обращения женщины к гинекологу – это проблемы эндокринологического характера. То есть у женщины возникают всякие проблемы, и все это связано с нарушением ее гормонального статуса.

Как мы лечим эндокринологические заболевания? Мы лечим коррекцией или стабилизацией гормонального фона. То есть здесь никакого физиологического или логического противоречия нет. Что-то там сломалось с гормонами – назначаем гормон помогающий или гормон регулирующий, или антигормон. Эндокринологам это хорошо известно. И если у человека диабет по причине недостаточности инсулина, и человек себе дотирует инсулин (по часам колет себе инсулин всю жизнь), ни у кого это не вызывает никакого противоречия, не вызывает никакой фобии. Что ж я теперь, всю жизнь должен инсулин колоть?! Ну, не коли, болей диабетом, умирай от осложнений через несколько лет. Хочешь жить долго – будешь пользоваться инсулином. Это люди воспринимают нормально. Эндокринологическая стабилизация гормонального фона у женщин воспринимается в штыки: «Ах, как так, зачем я буду вмешиваться в свой дорогой мне гормональный фон?».

Итак, какие могут быть показания к стабилизации гормонального фона, не связанные с контролем рождаемости? Многие скажут: «А мне не надо планировать мою контрацепцию, потому что я и рожать не собираюсь, и вообще я половой жизнью не живу». Между прочим, в Европе очень многие монахини, которые дали обет безбрачия, защищаются от рисков опухолевого роста именно приемом гормональной контрацепции. Вот они совершенно не собираются беременеть, они даже не могут забеременеть – они обет безбрачия дали. Но, тем не менее, стабилизируют свой гормональный фон, по советам врачей они этим делом занимаются. Почему?

Какие у нас есть показания? Первый момент связан с нарушением андрогенного статуса – акне, герсутизм, синдром поликистозных яичников, гиперпролактинемия — это состояние, когда нарушается баланс эстрогенов и андрогенов, когда нам нужно с помощью каких-то гормональных средств так урегулировать. стабилизировать гормональный фон женщины, чтобы избавить ее от порочного и побочного влияния андрогенов, а именно: возникновения угрей (акне вульгарис), возникновения неженственных волос в ненужных местах (это, как правило, подбородочная зона, шея, вокруг сосков и так далее), нарушения отложения жира по мужскому типу (метаболическое ожирение, когда в живот жир идет). То есть коррекция гиперандрогенного состояния у нас будет достигнуто только с помощью пероральной контрацепции.

Следующий момент – миома матки. Если вы вовремя спохватились, и ваша миома не переросла 2 см в диаметре, то сдержать ее рост в дальнейшем вполне может гормональная контрацепция. Что такое миома матки? Это доброкачественная опухоль, примерно так же само, как аденома предстательной железы у мужчин. То есть она в рак не перерождается, она вроде бы как кажется, продолжительность жизни не укорачивает. Но миома, если вы ее запустили, если она достигла внушительных размеров – это полостная операция. А вот у полостной операции уже может быть множество осложнений: сама по себе операция – наркоз, как швы заживают после операции, поражение мочеточников и так далее. Как правило, женщины в определенном возрасте, которые идут на эту операцию, у них уже целый комплекс патологий. Там нужно учитывать сразу множество ее проблем – сосудистых проблем, проблем с давлением, с сахаром, с холестерином и прочее. И, как правило, женщины в этом возрасте перед операцией достаточно долго готовятся, чтобы позволить себе такую операцию. Зачем вообще доводить себя до этой операции, если миому матки в начале ее роста можно стабилизировать и законсервировать?

Следующий момент. Пожалуй, с него надо было начать – это три рака: колоректальный, рак эндометрия и рак шейки матки. Доказано, что 10-летний прием гормональной контрацепции снижает вероятность рака в несколько раз. Считается, что нужно применять хотя бы в течение 1,5 лет гормональную контрацепцию для того, чтобы снизить вероятность развития колоректального рака, рака эндометрия и рака шейки матки в 2 раза. Каждый год добавляет вам продолжительность жизни на несколько лет. 10 лет – это гарантированно мы избежали с вами этих проблем.

И бездетность, то есть отказ от рождаемости – это не просто какой-то рациональный мой выбор как женщины – я не хочу иметь детей, бездетность – это определенная нагрузка на гипоталамо-гипофизарную яичниковую систему, нагрузка на цикл, которая заканчивается развитием гиперпластических процессов эндометрия и формированием рака. Хотите избежать рака – будьте так любезны, регулируйте свой цикл. Итак, снизить рак – это значит принимать гормональную контрацепцию.

Что еще? Еще у нас есть такая эфемерная вещь, которую очень многие даже не знают, за что пощупать – это предменструальный синдром и предменструальный дисфорический синдром. Что такое дисфория? Это расстройство настроения: это я сегодня раздражительна, это я сегодня всех кусаю, это ко мне сегодня не подходи, потому что у меня предменструальный синдром и завтра месячные; я плаксива, плохо сплю, депрессия, отеки, иногда даже рвота, мигрень (головные боли). Это все будет предменструальный синдром и дисфорический предменструальный синдром.

Между прочим, еще в 70-е годы XX века было известно, что у женщин, которые страдали ановуляторным циклом (у них были нарушения такого рода, что овуляции в каждом цикле не было) – у них не было предменструального синдрома.

Если снижена эстрогенная и прогестероновая функции в женском организме, у них и предменструального синдрома не бывает. То есть причинно-следственная связь такая: чем выше уровень ваших гормонов эстрогенов и прогестеронов – тем выше вероятность развития предменструального синдрома.

Будет убирать? Будет убирать. Как этого достичь? Достичь этого можно цивилизованным способом – с помощью приема пероральных контрацептивов или стабилизаторов менструального цикла.

Что еще тут хотелось сказать? Я этой темой хочу не только развенчать все ваши гормонофобические мифы о том, что вы не хотите вмешиваться в свою гормональную систему с целью в будущем навредить или еще что-то сделать. Я хочу подчеркнуть, что выбор пероральной контрацепции для вас – это не только выбор рационального образа жизни, который позволит вам избежать аборта. Здесь не о рационализации идет речь, здесь идет речь о сбережении и сохранении вашего здоровья на будущее – на века. Будете жить долго вы – счастливо и продуктивно – будут долго и счастливо жить ваши дети. Если вы дадите возможность помощи вашим детям в своем пожилом возрасте, то ваши дети будут более здоровы, счастливы, и они, соответственно, передадут своим детям этот заряд здоровья и долголетия.

Поэтому заботьтесь о себе с молодости. Заботьтесь о своем здоровье. И я вас заклинаю, умоляю, избегайте оценки своего здоровья с помощью форумов, отзывов, каких-то инструкций из Интернета. Пойдите к вашему врачу, послушайте, что вам говорит доктор. Если доктор настраивает на гормональной контрацепции, значит так тому и быть. Воспринимайте это как стабилизацию.

Многие девушки мне пишут: «Вот у меня месячные шли три раза в год, цикла как такового никогда не было. И что толку? Врач назначил мне контрацептив, я 3 месяца попила, 3 месяца нормальные были месячные. Потом я отказалась от них, и опять все вернулось на круги своя». Милая моя, тебе врач назначил терапию, которая тебе это дело скорректировала. То, что тебе было дано от природы, значит оно недостаточно дано для того, чтобы держать это все под контролем и в балансе. Отменяешь терапию – снова возвращается все на круги своя.

Хочешь жить долго и счастливо, хочешь себя законсервировать для потомства, чтобы яйцеклетки не тратились зазря, а в нужный момент они у тебя были в достаточном количестве, чтобы ты могла ими воспользоваться как будущая мать — пожалуйста, послушайся врача, принимай гормональную контрацепцию так, как тебе предписано врачом.