Обсудим диагностику хламидиоза. Такая тема возникла неспроста. Ко мне пришла пациентка – очень интересный случай. Я просто радовалась, когда читала диагноз, я просто оторваться не могла, потому что диагноз звучал, как уреаплазменный хламидиоз. Я, честно говоря, такого еще в жизни не видела. Сейчас я вам расскажу всю историю, а также, что такое уреаплазменный хламидиоз.
У нас есть такие инфекции, передаваемые половым путем, как хламидии и как уреаплазма. Да, мы их находим, мы пишем такой диагноз – хламидийная инфекция, уреаплазменная инфекция – или такая инфекция, или такая инфекция. Если у нас сразу две инфекции, то мы пишем сочетанное микоплазменная хламидийная инфекция. Допускается написать по топике, то есть по месту расположения инфекции. То есть мы можем написать «хламидийный уретрит», «хламидийный эндоцервицит», «микоплазменный уреатрит» (допустим, у мужчины). И также допустимо написать диагноз «уреагенитальный хламидиоз». То есть это означает, что в области половых путей, в области мочеиспускательного канала, шейки матки, в области анального отверстия – во всей этой области – есть заболевание хламидийной инфекцией, тогда это будет называться урогенитальный хламидиоз. Вот уреаплазменный хламидиоз – я еще такого не встречала. И я не знаю, что произошло с доктором, который это написал. Возможно, этот доктор только что вышел из отпуска и не сориентировался, у него все слова спутались. Может быть доктор имел в виду уреагенитальный хламидиоз, а так у него рука чуть-чуть не так написала, и получилось уреаплазменный хламидиоз. Я не знаю. Но я очень долго радовалась.
И хочется вам рассказать всю предысторию этой девушки, чтобы всем вам неповадно было оказаться на ее месте.
Итак, эта девушка сразу после вступительных экзаменов в институт поимела один половой контакт 25 июля. И потом где-то осенью она узнала, что она беременна. Ребенку 17-18 лет, половой жизнью живет, какие-то там спорадичные, единичные половые акты. Вот случился у нее половой акт, и где-то к осени она чувствует, что дело пахнет керосином, почему-то месячных нет, чувствует себя нехорошо, устает, занятия в институте уже начались, пойду-ка я к врачу.
Пришла она к врачу 23 октября на сроке 12 недель. И ей поставили диагноз – беременность 12 недель. Она уже пришла, когда скрининг пора делать, взяли ей все анализы, а там у нее в крови были обнаружены антитела к хламидийной инфекции в титре 1:100. То есть она получает анализ на руки, а там написано «обнаружены антитела к хламидийной инфекции, титр 1:100». И врач ей говорит: «Нужно сходить к дерматовенерологу, чтобы разобраться с этой строчкой, что нам с ней делать – лечить, что, как и почему».
Едем дальше. И, наконец, на сроке 37 недель 25 марта эта девушка дошла до врача. Меня вообще очень сильно эта ситуация «порадовала». Вот представляете вы себя на ее месте? Вот, предположим, вы беременны, а вам говорят: «У вас хламидиоз» в 12 недель. А вы такие ходите себе до самых родов. Да может этот хламидиоз на ребенка подействует, может вам лечиться нужно срочно, может быть рожать нельзя с таким диагнозом. Вот откуда вы знаете? Почему бы не пойти к врачу? Почему бы не пойти к профессиональному дерматовенерологу, который только и делает с утра до ночи то, что занимается лечение уреагенитального хламидиоза, уреаплазменной инфекции нижних мочевых путей, в крайнем случае лечит даже «уреаплазменный хламидиоз».
У девушки, наверное, очень трудный первый курс выдался, она ходит себе в 37 недель, ей уже пора направление давать, на роды разрешение в роддом. Врач говорит: «Я тебе направление не дам, у тебя вопрос с хламидиозом не закрыт».
И она приходит ко мне – дверь ногой: «А назначьте мне лечение от хламидиоза». Я смотрю ее анализы, а у нее ИФА (иммуноферментный анализ) – это анализ крови к хламидиям (иммуноглобулины J, вот эти самые ваши любимые IgJ) 1:100. И всё, и больше ничего нет. Какой будет мой ответ этой девушке?
Вот сейчас вам расскажу всю соль. У нас по крови серологическим способом определяется только одна инфекция – это сифилис. Больше никакие инфекции по крови мы не диагностируем. Все остальные инфекции, передаваемые половым путем, которые существуют в природе, для диагностики требуют обнаружения живого возбудителя у человека. То есть нам нужно обнаружить или сам микроб, или хотя бы его частичку для того, чтобы поставить диагноз. В частности для хламидий это будет полимеразная цепная реакция, которая если видит хоть одну молекулу возбудителя (генетический материал возбудителя), она пишет «обнаружено». Мы смотрим – полимеразная цепная реакция (ПЦР) на хламидии положительна, значит человек болен хламидиозом.
Все остальные методики, какие бы они ни были удобные для восприятия, пиф стоит дешево, кровь, а на мазок сдавать не надо, всего лишь из вены там что-то сдал. Все это не достоверный метод диагностики хламидиоза. По хламидиозу – это только ПЦР. Мировой стандарт диагностики – полимеразная цепная реакция – обнаружение частиц живого возбудителя.
Такой был мой ответ этой девушке. То есть сделаем сначала ПЦР, если она подтверждает наличие хламидиоза, то мы тогда сейчас в спешном порядке и вас и ребенка (рожать же скоро) лечим от хламидиоза. Просто по крови хламидийная инфекция не может быть выставлена как диагноз. И зачем я буду беременной женщине давать антибиотики? Может быть она не болеет, может быть она переболела год назад и вылечилась, и теперь просто организм помнит этот возбудитель, и антитела в крови все еще присутствуют.
К чему я вам это рассказываю, не только ради «красного словца», чтобы подчеркнуть, как врач там ошибся, написал «уреаплазменный хламидиоз», или чтобы сказать: «Вот какая девушка беспечная, заболела 25 июля, а 25 марта только пришла лечить хламидиоз». Я вам это рассказываю для того, чтобы вы были тщательно бдительны к своему здоровью. Если у вас обнаруживается половая инфекция, не надо думать, что это такое, надо идти к такому врачу, который лечит половые инфекции.
Недавно была ситуация – пришел с половыми инфекциями, трусы снял мужчина, а там у него пахвы эпидермифиция – грибок пахвовой области. Такое выраженное клиническое течение. Я говорю: «Что же вы не идете-то? Давайте я вам сейчас лечение назначу», так, так, так надо делать. Он говорит: «А я все время думаю – может аллергия». Что тут думать? Ты видишь, у тебя не норма, сходи к врачу, пусть врач за тебя подумает, пусть врач тебе расскажет. И все-таки постарайтесь, если обнаружили половую инфекцию, идите к специалисту. Я понимаю, что если у вас заболел зуб (вот как в рекламе), то к стоматологу вы идете, а если у вас заболела психика, то вы к психиатру идти стесняетесь. Почему то же самое происходит и с половыми болезнями? Если какие-то половые болезни анализ показывает, то вы к специалисту, который этим занимается, идти стесняетесь. Вот если я пошла к гинекологу, вроде как у меня такое культурное, приличное женское заболевание, а если я пойду к венерологу, что же я теперь, венерической болезнью болею? Нет, я на себя такой ярлык вешать не хочу, поэтому я к венерологу не пойду. Неправильная позиция. Вам без разницы, как называется специалист, вам надо, чтобы он вам помог профессионально грамотно. Вот, какая должна быть ваша цель обращения к врачу.
Поэтому я вам желаю удачи, желаю вам всем вылечить уреагенитальный хламидиоз, вообще никогда им не болеть, всем родить на сроке 40 недель, и вообще хорошего настроения.