Суббота, 27 апреля, 2024
Главная > Статьи > ВПЧ: болезнь или рекламный трюк?

ВПЧ: болезнь или рекламный трюк?

Вопрос: «Анализы показали положительный результат на вирус папилломы. Подскажите, пожалуйста, какие анализы необходимо сдать партнеру для дальнейшего лечения?».

Вопрос короткий. Вопрос, на первый взгляд, простой и одновременно сложный. Начну сразу с того, что, опять-таки, я вас не вижу, я с вами не разговаривала. Я только читаю ваш вопрос, поэтому я анализирую всю ситуацию от начала и до конца такой, какая она может быть. Какая была цель вашего обращения к врачу изначально? Вы девушка, пошли к гинекологу. Зачем? Если вы сдавали все-все-все анализы, и у вас нашли только вирус папилломы человека – это один разговор. Если вы все-все-все анализы не сдавали, а по каким-то причинам, например, гинеколог нашел у вас изменения на шейке матки, и поэтому взял анализы на вирус папилломы человека и они у вас оказались положительными, и теперь вы думаете, что делать с партнером, то это совсем другой разговор.

Сейчас я расскажу как надо, как правильно, как лучше вам и вашему партнеру. Итак, если вы сдали все анализы и у вас положительный только вирус папилломы человека, это один разговор. Какой – сейчас я об этом расскажу. Если вы по совету гинеколога сдали прицельно только на вирус папилломы человека, а другие анализы не сдавали, то это другой разговор и я вам настоятельно рекомендую пройти обследование на все инфекции, передаваемые половым путем. Почему? Логика очень простая. Во-первых, если вы могли заразиться одной инфекцией, почему вы не могли заразиться сразу несколькими инфекциями? Во-вторых, вирус папилломы человека – это вирусная инфекция, которая облегчает доступ других инфекций к органам-мишеням, и облегчает возможность заразиться инфекцией, и облегчает возможность инфекции уже имеющейся, проявиться у вас, это второй момент. Поэтому, если вы не сдали на другие инфекции – сдайте обязательно.

Теперь, что делать вам и вашему партнеру? И вообще, что это за инфекция – вирус папилломы человека? Подход здесь очень простой. Как вы знаете, вирусные заболевания у нас пока не лечатся. То есть, мы их лечим, конечно. Мы лечим и ВИЧ-инфекцию, мы лечим и гепатиты В и С, мы лечим и герпесвирусную инфекцию, и цитомегаловирус. Я имею в виду сейчас только венерические инфекции. Конечно, другие вирусные инфекции мы тоже лечим, и прививки делаем. Краснуха у нас под контролем, и полиомиелит. Но сейчас мы не об этом. Мы говорим о венерических болезнях. Мы их, конечно, лечим, мы контролируем, мы максимально снижаем количество обострений, мы максимально делаем так, чтобы негативные последствия проявились как можно дальше, как можно позже, но совсем вылечить вирус мы не можем. Поэтому нужно исходить из этого.

Следующий момент. Вирус папилломы человека – вирус очень интересный. Доказана его связь с канцерогенезом. То есть некоторый процент – меньше чем 1% – некоторое количество от одного процента – может вызывать рак у женщин, у мужчин и даже у врача, который часто работает с такими пациентами. То есть если у девушки обнаружили, что у нее положительный вирус папилломы человека, мы в первую очередь должны подумать, а нет ли там продолжения этого вируса папилломы человека? А нет ли там каких-нибудь сопутствующих состояний, которые могут этот вирус ухудшать, приводить к развитию каких-то неопластических процессов, и так далее, и тому подобное.

Итак, первое, что мы делаем, когда у девушки положительный анализ на вирус папилломы человека, мы смотрим, какой клиникой проявляется данный вирус. Какой клиникой может проявляться вирус папилломы человека? Это может быть изменение на шейке матки в виде эктопии, в виде папиллом на шейке матки и во влагалище, и на наружных половых органах – везде – вокруг ануса, вокруг мочеиспускательного канала, в области клитора, в области малых и больших половых губ могут быть венерические остроконечные папилломы – кондиломы. Если мы их видим, то мы говорим: вирус папилломы человека проявляется клиникой. И тогда наше лечение направленно на лечение данной клинической картины – папилломы удаляем, эктопию ликвидируем. То, что мы видим глазами, мы это лечим.

Если мы видим, что у девушки вирус папилломы человека положительный, то есть анализ показал, что вирус папилломы человека есть – красным написано: «обнаружено», а клинической картины никакой нет, шейка матки «чистая», никаких папиллом, кондилом – ничего нет, все кругом «чисто», то мы говорим, что в данном случае имеет место носительство вируса папилломы человека, который клинически себя никак не проявляет. Что это значит? Для чего нам нужна такая градация? Сейчас кажу об это научным профессиональным языком, а потом объясню по-простому.

Дело в том, что элиминация вируса папилломы человека не является целью терапии вируса папилломы человека. То есть уничтожить вирус, добиться, чтобы было написано «вирус папилломы у человека отрицательный», не является целью терапии. Мы не знаем, как лечить вирусы, мы не можем его вылечить, мы не можем сделать так, чтобы положительный вирус стал бы нам показываться отрицательным. Вернее, в некоторых случаях мы добиваемся этого, мы стремимся к этому. Этого добиться можно. Я таких пациентов видела и своими руками это делала и это желательный и желаемый конец терапии вируса папилломы человека, но это не цель терапии. Цель терапии – убрать эти клинические проявления в виде изменений на шейке матки и в виде изменений на слизистой влагалища, слизистой наружных половых органов и кожи наружных половых органов в виде кондилом. Вот что такое вирус папилломы человека, и вот что такое лечение вируса папилломы человека.

А что же остальное? Что же делать дальше, если вирус папилломы человека положительный? Контроль и динамика. Динамика в контроле, контроль в динамике. Все. Больше вам ничего не нужно. Полгода прошло – появились у врача: нет ли новых изменений на шейке матки, нет ли новых изменений на слизистой, нет ли никаких кондилом? Как там поживает мой вирус? Никак не поживает? Точно так же? До свидания – я просто носитель. 90% населения планеты – носители.

Коснусь в двух словах типирования вируса папилломы человека. Самые зловредные вирусы папилломы человека – это 16-й и 18-й штаммы. Это именно они ассоциированы с канцерогенезом шейки матки, это именно они вызывают карциному шейки матки, то есть рак. 6-й и 11-й вирусы папилломы человека вызывают больше папилломотозные изменения кожи на наружных половых органах. Все вирусы группы 52-ой, 54-ой тоже имеют некоторое отношение к 16-му и 18-му, и тоже могут вызывать канцерогенез. Но по большому счету, вся эта большая группа вирусов, которую вам смотрят, начиная от 6-го и заканчивая 50-ми, вся эта группа вирусов – это «ветки» одного «дерева», у которого один корень, один источник, один ствол. Вот этот вирус папилломы человека, каждая из его «веточек», может вызывать канцерогенез в большей или меньшей вероятности. А все эти «веточки» – это родственники между собой. И сказать, что 16-й и 18-й мы будем лечить, а 6-й, 11-й, или 34-й мы не будем лечить – это не правильно. Мы будем лечить все, если это будет клиническая картина.

Теперь, что касается вашего полового партнера. Если у вас все кругом обследовано, и только вирус папилломы человека – ему тоже надо обследоваться, причем на все. Почему? Потому что, как говорилось уже неоднократно, мы не можем сделать заключение о половом здоровье пары только по анализам одного партнера. Если у партнера одного ничего не обнаружено, а у второго партнера анализы не взяты, то мы не можем сделать заключение, что пара здорова. Вдруг у того, кого обследовали и ничего не нашли, просто иммунитет низкий и ничего не проявляется. Может такое быть? Может. А второй просто не обследован, а у него как раз есть скрытая инфекция. Мы должны обследовать обоих партнеров, чтобы сделать вывод – все здоровы. Если у одного и другого анализы отрицательны, мы говорим – пара здорова.

Если это ваш случай, то ваш молодой человек должен обследоваться. Не прицельно на одну инфекцию, которая у вас положительная, а на всю группу. Вот что надо сделать партнеру.

Дальше что ему делать? Дальше все то, что и у вас. Если врач при осмотре глазами обнаружил у него остроконечные кондиломы на головке полового члена, вдоль венечной борозды, вдоль уздечки, в области губок уретры, внутри мочеиспускательного канала, то это подлежит элиминации, это подлежит уничтожению, физической деструкции. Мы такие вещи удаляем в обязательном порядке, не спрашивая, хочет пациент этого или нет. Мы не хотим, чтобы у вас был рак, поэтому мы это удаляем. Если у вашего партнера все кругом «чисто» и хорошо, ничего нигде нет, кожа «чистая», слизистая «чистая», никаких внешних клинических проявлений вируса папилломы человека нет, кстати, анальное отверстие мы тоже смотрим, то этот человек здоров. Если у него при этом в анализах вирус папилломы человека красным написано: «обнаружено», «положительно», «найдено» – мы его наблюдаем. Контроль в динамике, динамика в контроле. Больше ничего. Точно так же, как и у вас – полгода прошло – показались. Ничего нет – до свидания. Что-то есть – удалили. Если есть положительные анализы и еще есть какая-то клиническая картина, то удаляем.

Что касается терапии. Если после того как удалили еще таблетки назначили, еще свечки назначили, еще назначили иммуномодулирующую терапию, лично я, как клиницист – за. Я это все назначаю, я веду своих пациентов «от» и «до». От момента физической деструкции папиллом до момента, когда у них все анализы отрицательны, кожа «чистая» и вообще – хоть студентам показывай, каким должен быть здоровый человек. Я это все назначаю. Я считаю, что организму помогать бороться с вирусом можно и нужно. Хотя существуют такие методики, которые исключают вмешательство в иммунологическую сферу человека и ограничиваются только физической деструкцией, и они тоже оправданы, и у них тоже есть логическое объяснение.

Поэтому я думаю, что на ваш вопрос, что делать с половым партнером, я вам ответила, а также заодно рассказала вам, как, в принципе, относиться к себе, к своей инфекции, как себя вести и что ожидать от врача. Спасибо за внимание.